Что входит в капитальный ремонт двигателя: объём работ, запчасти

Ремонт ДВС: что это

Содержание

Что такое капремонт

Капремонт — это комплекс ремонтных работ, связанных с заменой деталей не подлежащих ремонту (в основном, поршни, кольца, прокладки) и ремонтом деталей, которые можно восстановить до заводского состояния. После проведения капремонта двигатель восстанавливается свои силовые эксплуатационные показатели (мощность, компрессия, бесшумность и плавность работы).

В отличие от текущего или внепланового (это, например, перегорает предохранитель омывателя или не работает обогрев заднего стекла 2107) капитальный ремонт предполагает ремонт всего двигателя, а не отдельных деталей. Поэтому такой вид работ стоит прилично, требует опыта, времени и, желательно теплого хорошо освещенного гаража, если водитель хочет сделать капиталку своими руками.

Важные нюансы

Выполняя капитальный ремонт двигателя, следует заменить все резиновые прокладки, сальники, колпачки и прочие мелкие детали. Когда мотор разобран – это сделать намного проще, нежели потом проводить дополнительное обслуживание. Также рекомендуется выполнить замену ремней ГРМ, цепей, роликов, сделать развесовку шатунов с поршнями.

Если есть возможность тюнинга мотора с целью улучшения его рабочих характеристик, их также желательно сделать. Речь идет об установке металлокерамических или бронзовых клапанов, более легких толкателей или тарелок клапанов, проделывания отводящих отверстий в маслосъемных кольцах (если их там небыло).

Важным нюансом является и то, когда делать капремонт. Зимой лучше его не проводить – это исключит большие ударные нагрузки при холодном запуске мотора в период его послеремонтной обкатки. Если же избежать «зимнего ремонта» не удается, следует позаботиться о предпусковом обогреве ДВС. Это позволит избежать негативных последствий «холодного пуска».

Цена вопроса

Цены на капитальный ремонт двигателя зависят от глубины и количества работ, полноты восстановления деталей и узлов, а также сложности самого агрегата. В разных регионах страны цена также отличается более чем в два раза. Поэтому нижним пределом стоимости восстановления двигателя Лады Гранты можно назвать 30–40 тыс. руб. вместе со стоимостью запчастей. При этом цена «живого» контрактного мотора — не более 25–30 тыс. руб.

Итак, если вы все же решились на капитальный ремонт, обращайтесь в проверенный сервис. А чтобы свести к минимуму риск переплаты из-за нечестного на руку сервисмена, который будет убеждать в необходимости ненужного вам ремонта, хорошо бы самому разобраться хотя бы в базовых принципах капиталки мотора.

Признаки выбраковки деталей двигателя

Коленчатый вал

Трещины в любом месте вала недопустимы. На коренных и шатунных шейках вала, а также на поверхностях, сопрягаемых с рабочими кромками сальников вала, не допускаются задиры, царапины, забоины и риски.

Головка блока цилиндров

Мастер должен проверить состояние гидротолкателей. При ремонте головки блока всегда следует заменять маслоотражательные колпачки. Проверяют на износ клапаны и направляющие втулки.

Поверхность головки, прилегающей к блоку цилиндров, должна быть плоской для обеспечения герметичности газового стыка, а также каналов для прохода масла и охлаждающей жидкости.

Проведя работы по восстановлению двигателя, мастера не должны упустить из виду главный орган маслоснабжения двигателя — масляный насос. Если его изношенные детали не обеспечат должного давления масла, то — «здравствуй, новая капиталка».

Подготовка к капремонту двигателя

Подозреваете серьезный дефект в двигателе, или же механики приговорили мотор к капитальному ремонту? Сразу оговоримся, что такие процедуры не проводятся «с места в карьер». Прежде, чем ДВС будет ремонтироваться, с ним проведут ряд подготовительных мероприятий:

  • Разборка двигателя внутреннего сгорания;
  • Очистка двигательной установки;
  • Оценка состояния мотора;
  • Проверка и дефектовка всех узлов.

Таким образом, специалисты выясняют, где кроется проблема. После подготовки определяют, что подлежит ремонту или замене. Будут детали и узлы ремонтироваться или же заменяться, зависит от степени износа и того, насколько серьёзны повреждения.

Ни один профессиональный механик не скажет «на глаз», сколько клиенту будет стоить капремонт. Цену определит дефектовка, поскольку только с полным перечнем работ озвучивается цена.

Не стоит путать капремонт с переборкой мотора. Обычно переборкой называют замену определенной детали и разного рода мелкий ремонт элементов двигателя. Перебрать мотор нужно при прогаре клапана, чтобы разобраться с задиром в цилиндре и еще множестве случаев. Процедура эта тоже недешёвая, компетентные мастера в сервисе переберут мотор за 50 тысяч рублей и дороже, в зависимости от сложности. Капремонт же проводится при сильном износе мотора, когда его дальнейшая эксплуатация уже невозможна.

Демонтаж и разборка

В зависимости от марки и модели автомобиля (конструкции двигателя, количество цилиндров, тип коробки передач), процесс демонтажа двигателя может отличаться. Расположение двигателя на переднеприводных и заднеприводных также отличается.

Карбюраторные двигатели намного легче и быстрее разбирать, так как они не напичканы электронными устройствами, при наличии которых, чтобы добраться до самого двигателя приходится их все аккуратно демонтировать.

капитальный ремонт двигателя своими руками

Так, если приходится делать капиталку Камазу, например, то его дизельный двигатель ярославского завода ЯМЗ-236 займет на демонтаж около 10 часов. Если проделывать такую же работу с большегрузными аналогами Камаза, то уйдет более 30 часов.

А чтобы разобрать Вазовский двигатель, нужно около 3 часов. А на двигатели легковых иномарок потребуется около 10 часов.

Разбирать надо не спеша, бросая куда попало болты и гайки. С разборки уже началась, так сказать, диагностика.

Дефектовка элементов при капиталке ДВС

Дефектовка в этом случае механическая, то есть надо проверить визуально и с помощью измерительных инструментов изношенность деталей.

Мойка двигателя и отдельных деталей после разборки

Многие пренебрегают такой работой, как помывка мотора. Желательно промыть каждую деталь и очистить от налета, чтобы можно было определить степень износа, также промыть ГБЦ и БЦ для обнаружения макротрещин, если они есть.

По каким факторам можно узнать о предстоящем капитальном ремонте ДВС?

Изначально проявляются следующие субъективные факторы:

  • падение мощности мотора;
  • медленный набор оборотов;
  • плохо заводится;
  • потеря резвости при разгоне;
  • по ощущению автомобиль едет не так хорошо, как раньше.

Эти факторы хотя и не указывают на износ деталей и узлов мотора, но являются теми причинами, при появлении которых стоит задуматься о его проверке.

Кроме перечисленных субъективных, есть один объективный фактор, который точно свидетельствует, что с мотором не все в порядке. Речь идет о расходе масла. Любой двигатель потребляет незначительное количество масла, но когда объемы его потребления доходят до 300-600 мл на 1000 км пробега – это уже не нормально.

В каких случаях проводят ремонт силового агрегата

Рассмотрим, в каких случаях придется проводить ремонт двигателя:

  • Износ и выработка деталей свыше 80% ресурса.
  • Появление механических повреждений основных компонентов силового агрегата.
  • Поломка, связанная с неправильной настройкой или техническим обслуживанием.
  • Прочие причины, которые могли вызвать неисправности.

Диагностика двигателя

Как же классифицировать ремонт бензиновых двигателей:

  1. Поточный ремонт. Это ремонт изношенных деталей, которые в процессе эксплуатации имеют ресурс ниже, чем основной силовой агрегат.
  2. Технический ремонт двигателей. Проводится при проведении поточного технического обслуживания для плановой замены изношенных элементов.
  3. Внеплановый ремонт двигателей автомобилей. Это неожиданная поломка силового агрегата, которая вызвана некачественным проведением ТО, запасными частями или другими причинами, которые повлекли проведения восстановительных операций по мотору.
  4. Плановый ремонт. Его еще называют капитальный ремонт. Проводится, обычно, согласно пробегу автомобиля, когда исчерпан ресурс силового агрегата.

Какой пробег двигателя до капитального ремонта

Ресурс по пробегу для средненьких автомобилях считается около 200 тыс. км., после прохождения которого уменьшаются его характеристики и пора делать капиталку. Есть автомобили с ресурсом 1 млн. км (называют двигатели миллионники), хотя сейчас ходят слухи, что ресурс новых дорогих автомобилей, которые раньше были миллионниками, сейчас имеют намного меньший ресурс. Чем чаще ремонтируют автомобиль, тем выгоднее по финансам авто производителям и магазинам автозапчастей, но тем самым портится репутация марки или конкретной модели авто.

В некоторых случаях, при сильном износе ДВС или сильных поломках, целесообразнее сделать свап двигателя.

Автоваз изготовитель установил средний пробег для автомобилей Ваз 2114 = 150 тыс. км. Такие же показатели имеют, в среднем все российские авто. Но, если вовремя устранять различные неполадки, ресурс моторов легко выдерживает 250 тыс. км. Ресурс моторов иномарок, в среднем, 200 000 — 300 000 км до капремонта.

Блок цилиндров

В любом случае его необходимо ремонтировать. Первым делом очистите всю поверхность от масла, грязи и прочих отложений. Ремонт заключается в расточке гильз до необходимого размера. Эту процедуру самостоятельно провести не получится, лучше довериться специалисту. Токарь, проводящий расточку, должен обладать навыками работы на станке. Не доверяйте такое дело малоопытному человеку. От того, насколько правильно будет сделан капитальный ремонт двигателя ВАЗ 2109, зависит его надежность.

Что входит в капитальный ремонт двигателя: объём работ, запчасти

Варианта расточки два: под зеркало и мелкой сеточкой. Во втором случае делается хонинговка – вся внутренняя поверхность гильз покрывается тонкими линиями. Некоторые люди утверждают, что это дает прирост мощности. Но на деле картина обратная – износ колец поршня увеличивается, так как поверхность цилиндра похожа на обычный напильник. К счастью, такое продолжается 10-20 тыс. км, после чего гильза приобретает зеркальный вид. Причем не всегда геометрия идеальна. По этой причине расточку лучше проводить под зеркало.

Необходимые запчасти

Перед капремонтом двигателя приобретают запасные детали. Перечень основных расходных элементов:

  1. Коренные, шатунные вкладыши.
  2. Компоненты поршневого узла.
  3. Шатунные пальцы и втулки.
  4. Комплекс клапанов (на впуск, выпуск, выхлоп).
  5. Маслосъемники.
  6. Комплект прокладок.
  7. Клапанные седла, направляющие втулки.
  8. Ремкомплект с помпой.
  9. Насос и фильтр для масла.
  10. Сопутствующие элементы.

Что приводит к капитальному ремонту мотора?

Существует естественный износ деталей двигателя, который исключить невозможно. Но есть ряд факторов, которые существенно снижают ресурс мотора, приближая его капитальный ремонт.

Качество моторного масла

Некачественное или несвоевременная
замена моторное маслосокращает срок работы двигателя. Это связано с тем, что ухудшается смазывание трущихся деталей, увеличивается нагрузка на подвижные элементы мотора. Длительная работа на состарившемся масле неминуемо приведет к преждевременному капитальному ремонту ДВС.

Состояние фильтров

Масляный, топливный и воздушный фильтры являются важными элементами, от состояния которых зависит и работа мотора. Их повышенное загрязнение и несвоевременная замена приведет к тому, что внутрь мотора будет попадать пыль из воздуха и различные загрязнения, которые могут повлечь за собой не предвиденные поломки.

Плохое обслуживание и непрофессиональный ремонт

Если двигатель ремонтировался или обслуживался неквалифицированными механиками, некоторые его узлы могут выйти из строя преждевременно. Например, повреждения поршней и камер сгорания могут появиться при неправильном выборе свечей зажигания, некорректной настройке УЗО, неправильных фазах газораспределительной системы.

Стиль вождения

Техническое состояние мотора во многом зависит от эксплуатации автомобиля и стиля вождения, практикуемого водителем. Если постоянно ездить на высоких оборотах мотора, используя максимум его возможностей, срок эксплуатации снизится приблизительно на 25-30%. При аккуратной и спокойной манере езды двигатель прослужит долго и не будет создавать больших проблем его владельцу.

Больше всего вреда ДВС получает от резкого разгона и экстренного торможения. Без потребности не следует совершать такие действия, тогда мотор прослужит много лет. Также важно прогревать двигатель зимой и только на прогретом моторе отправляться в путь. Даже поездка на небольшие расстояния на «холодном двигателе» приведет к появлению коррозии на поршневых кольцах и самих поршнях.

Как проверить работу мотора после проведения капитального ремонта?

После сборки ДВС проводится его обкатка, занимающая важное место в притирке новых деталей и всего агрегата. Не рекомендуется давать большую нагрузку на мотор, следует избегать резкого старта и рывков, пока пробег не превысит 2 тыс.км.

Обкатку выполняют, как и после покупки нового автомобиля, а это означает, что придерживаются таких правил:

  • перед поездкой мотор прогревают;
  • плавный разгон чередуют с постепенным торможением;
  • ехать нужно на небольших оборотах;
  • нельзя тормозить двигателем;
  • не рекомендуется длительное время перемещаться на одинаковой скорости;
  • противопоказана буксировка тяжелых грузов.

Особенности обкатки

Существует несколько способов обкатки ДВС после капремонта:

  1. Холодный вариант на стенде.
  2. На отечественных просторах распространена холодная обкатка без стенда. Она заключается в перемещении автомобиля с незапущенным мотором на буксире в течение 2 часов, скорость – около 3 км/ч. Предварительно заливают хладагент и моторное масло.
  3. Обкатка «на горячую». ДВС запускают, после 3 минут работы глушат. Процесс повторяют несколько раз, дожидаясь остывания агрегата после каждого запуска. При этом проверяют герметичность и прочие важные параметры.

Советы и рекомендации по правильной эксплуатации двигателя

Заниматься капремонтом мотора самому придется частично. Для расточки и шлифовки ГБЦ нужны профессиональные станки, остальные работы можно сделать своими руками. Для увеличения ресурса двигателя все расходники должны меняться своевременно, масло – через каждые 8-10 тыс.км. (после капремонта – через 500, 1000, 1500, 2000 км, дальше – по графику). Необходимо проходить ТО согласно срокам, приобретать качественные запасные части. Продлению рабочего ресурса ДВС способствует плавная, аккуратная езда без рывков и резкого старта.

Как проверить работу мотора после проведения капитального ремонта?

После сборки ДВС проводится его обкатка, занимающая важное место в притирке новых деталей и всего агрегата. Не рекомендуется давать большую нагрузку на мотор, следует избегать резкого старта и рывков, пока пробег не превысит 2 тыс.км.

Обкатку выполняют, как и после покупки нового автомобиля, а это означает, что придерживаются таких правил:

  • перед поездкой мотор прогревают;
  • плавный разгон чередуют с постепенным торможением;
  • ехать нужно на небольших оборотах;
  • нельзя тормозить двигателем;
  • не рекомендуется длительное время перемещаться на одинаковой скорости;
  • противопоказана буксировка тяжелых грузов.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://Autoprokat-RentMotors.ru/dvizhok/kak-perebrat-dvigatel.html
  • https://drajver.ru/remont/dvs-chto-eto.html
  • https://www.zr.ru/content/articles/907484-kak-i-kogda-kapitalit-motor/
  • https://autostuk.ru/kapitalnyj-remont-dvigatelya-svoimi-rukami.html
  • https://autochainik.ru/kapitalnyy-remont-dvigatelya.html
  • https://otdelka-remont.ru/perechen-rabot-pri-kapital-nom-remonte-dvs/
  • https://AkpProfi.ru/motor/chto-vhodit-v-kapitalnyj-remont-dvigatelya.html
  • https://MotorList.ru/remont-i-tyuning/kak-remontirovat-dvigatel.html
  • https://mbmsystems.ru/dvigatel/chto-vhodit-v-kapitalnyj-remont-dvigatelya.html

[/spoiler]